ОДУ Юга
 Организационная структура
 Региональные диспетчерские управления
 Контактная информация
 Новые технологии и внедрения
 Совет ветеранов
 История ОДУ Юга
   Стенд №1
   Стенд №2
   Стенд №3
   Стенд №4
   Стенд №5
   Стенд №6
   Стенд №7
   Стенд №8
   Стенд №9
   Стенд №10
   Стенд №11
   Стенд №12
   Стенд №13
   Стенд №14
   Стенд №15
   Стенд №16
   Стенд №17
   Стенд №18
   Стенд №19
   Стенд №20
   Стенд №21
   Стенд №22
   Стенд №23
   Стенд №24
   Стенд №25
   Стенд №26
   Стенд №27
   Стенд №28
   Стенд №30
   Стенд №32
 Картинная галерея
 
Главная страница ОДУ Юга История ОДУ Юга 
 

До 1920 года:


Электрификация, как и вся промышленность Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, в основном, была связана с иностранным капиталом. Большинство электростанций строилось иностранными акционерными обществами.


Иностранные монополисты, также как и российские промышленники, небыли заинтересованы в планомерной основательной электрификации. Электростанции на юге России размещались исходя из краткосрочных целей извлечения максимальной прибыли, стоимость бесситемно, без учета развития экономики и культуры.


Практически все электростанции работали изолировано на выделенную нагрузку. В параллели работали только две электростанции на Кавминводах.


Собственной электрической промышленностью и энергомашиностроением Россия не располагала. Энергетическое оборудование было иностранного (в основном германского) производства.


Почти все электростанции были тепловыми. Гидроэнергетика, несмотря на богатейшие энергоресурсы юга России, находилась в начальной стадии развития.


Род применяемого электрического тока, так же, как и в других странах, в основном постоянный и однофазный переменный.


Высшим напряжением было 20 кВ (ВЛ Власовская электростанция - Несветаевские рудники протяженностью 30 км, остальные ВЛ 8 кВ и ниже).


Электростанции в подавляющем большенстве использовались на нужды освещения и зарождающегося городского электротранспорта.


Уличное освещение

Трамвай
Екатеринодар 1891 год 1900 год
Ростов 1894 год 1901 год
Ставрополь 1897 год
Пятигорск 1904 год 1903 год
Владикавказ 1904 год 1904 год
Царицын 1908 год 1913 год
Астрахань 1910 год 1905 год


Электричество, вследствие своей дороговизны и ограниченного количества, оставалось привилегией незначительной части общества и было недоступно подавляющей части населения.


Суммарная установленная мощность всех электростанций Северного Кавказа составляла 48200 кВт, а Нижнего Поволжья значительно меньшую величину. При этом подавляющую часть электростанций составляли дизельные и гидроэлектростанции незначительной мощности (до 10 кВт), поэтому общее количество их было достаточно внушительным.


Только в Кубанской области число действующих электростанций по данным обследования энергоотделом Кубано-Черноморского СХН в 1921 году составило 353 при суммарной установленной мощности 13713 кВт.


Наибольшее развитие в дореволюционный период электрификация получила Донской (Ростовской), Кубанской (Краснодарский край) и Царицынской (Волгоградской) областях.


Суммарная установленная мощность электростанций в Донской области составляла 22400 кВт, в Кубанской - 13713 кВт, в г. Царицыне, где были сосредоточены основные генерирующие мощности области - 3700 кВт.


На остальной территории Северного Кавказа (в основном в границах нынешних национальных республик) и Астраханской области энергетика получила значительно меньшее развитие и была связана, прежде всего, с нефтепромыслами Грозненского района, а также горнорудной промышленностью и цветной металлургией Северной Осетии.


В Кабардино-Балкарии мощность всех электростанций составляла только 70 кВт, в Дагестане наиболее мощными электростанциями были Махачкалинская городская - 140 кВт и Дербентская - 70 л.с. В Астраханской области единственной относительно крупной электростанцией была Астраханская городская, мощностью 800 кВт.

Электротехническое оборудование, применяемое в России на заре электрификации

В дореволюционное время энергомашиностроения и электротехнической промышленности в России практически не существовало. Парогенераторы и турбины начали производится в единичных экземплярах только в первом десятилетии 19 века. В несколько больших количествах изготавливались паровые поршневые машины. Из всего разнообразия электротехнического оборудования промышленность России выпускала только провода для линий электропередачи и изоляторы. При этом выпускаемая продукция покрывала только незначительную часть общей потребности в ней. Практически вся энергетика дореволюционной России строилась на иностранном оборудовании.

Генераторы электрического тока
Силовые трансформаторы Пятигорский трамвай

Пятигорский трамвай 1903 год

Электроизмерительные приборы
Электродвигатели
Электрические лампы
Заявление

Преимущества электрического освещения по достоинству были оценены даже наиболее консервативной, в плане технического прогресса, частью общества

"Электричество во всех применениях". Издательства "Санкт-Петербург", типография А.С. Суварина, 1903 г. Автор Жорж Дари. Перевод и дополнения К.И. Дебу.
Вырезка из газеты "Кубанские ведомости"

Любые события, связанные с практическим применением электричества, находили живой отклик у общественности